Я думаю, в чем заключается необыкновенность этого места? Великий художник Сезанн основывался на устойчивости предмета, будь то природа, яблоко или человек.
Природа в Ниде: свет и цвет настолько изменчивы, что невозможно, как Сезанн, работать на пленере, не то, что в Эксе, где гора Святая Виктория всегда неизменна, вес ее остается постоянным, она – гора.
В Ниде освещенность Парниды и последующих дюн переменчива, поэтому нельзя создать такую целостную картину«кусочка природы». Тучи находят - меняется цвет, освещенность, даже вес – на дальнем плане дюна становится легче, чем предыдущая. Поэтому полное представление о Ниде появилось только тогда, когда мы опустились внутрь Парниды, и я увидел, как изменчива структура этого мира. Сиюминутные состояния этой ложбины,«внутренности» дюны не бывают постоянными, поэтому и очень интересно, и очень трудно понять, как живописец должен относиться к этим изменениям. Перемещения гигантских масс воздуха есть фактор, который определяет совершенно другой подход к пейзажу, нежели у Сезанна. Я сочинил для себя формулу, и она неизменна. Здесь меняются категории пространственного света, — миг, – и все меняется. Меняющиеся формы и объемы подсказывают более абстрактное видение. Свет и цвет меняются мгновенно. Это трудно осмыслить.
Но, во всяком случае, ясно: в самом городке все постоянно – деревья, дома стоят на своих местах, городок остается собою всегда. Но за пределами Ниды эти огромные пространства предполагают другую материю, материальность, потому что поразительно меняется освещенность. Вот Сезанн говорил о яблоке, которое не шевелится… яблоко. А здесь шевелится свет и цвет огромного пространства.
Музыка, ее звучание меняется постоянно. А живопись как бы не меняется. Ею можно любоваться постоянно. Но как согласовать движение световых и цветовых масс с постоянством материи, с пространством холста, которое неизменно?! Значит, и живопись должна быть иной, … без константы, все время движение. Природа хаотична, а я должен сделать некий порядок, чтобы это стало произведением искусства. К сожалению, я так и не понял эстетику Кандинского, но думаю, что эта его беспредметность не была связана с местом пребывания. Им была построена умозрительная схема, где нет верха и низа. Но это существует отвлеченно от человека, это интеллектуальная схема.
А здесь природа дает возможность увидеть. Меняется восприятие, наступает более совершенное решение, когда возникает обобщение всех этих перемещений цветовых и световых масс. Надо еще приехать. Я уже на подходе.
Я думаю, что в Ниде присутствует особая динамика движения. Посмотрю, как это будет в масле. У Кандинского беспредметность является делом его интеллекта. А в данном случае новое видение отражает не беспредметность, а новую динамику, особый предмет.
Извне Парнида величественна, но, пожалуй, мало что меняет в способе видения. Она величественна, как Святая Виктория. Но Сезанн не мог попасть«внутрь» Виктории. Там гора – и гора, юг Франции, все устойчиво. Здесь же совсем другое. Материальная суть остается: дюна есть дюна, но освещение меняет представление о ее формах. Дюна живет в тесных отношениях с небесами. Есть мистические отношения этого места Земли с Небом через освещение, которое оно несет. Многие художники, здесь работавшие, прошли мимо этого феномена.